Vive la France: летопись Ренессанса

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Vive la France: летопись Ренессанса » 1570-1578 гг. » Avoir une fille. Париж, особняк семейства Коссе. Июль 1575 года


Avoir une fille. Париж, особняк семейства Коссе. Июль 1575 года

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Avoir une fille,
Une petite opale,
Des yeux qui brillent,
Une peau si pale...

Avoir une fille
C'est faire une femme,
Une petite virtuose
Avant ses gammes.

Gerard Presgurvic

Иметь дочь,
Маленький опал.
Блестящие глаза,
Бледная кожа...

Иметь дочь —
Значит создать женщину,
Маленькую виртуозку
От рождения.

... Что за комиссия, Создатель...
Грибоедов.

Для материнских глаз ты - отраженье
Давно промчавшихся апрельских дней.

У. Шекспир

Отредактировано Шарлотта ла Суёр д'Эскето (2016-09-12 13:16:03)

+2

2

Маршальша сидела подле трюмо в своей спальне и пристально рассматривала отражение. Большое зеркало услужливо показывало ей моложавую даму с всё еще гладкой и свежей кожей, не потерявшими блеска агатами глаз, без шиньонов и без малейших признаков седины (пусть процветает лавка на мосту Сен-Мишель, где в изобилии имеются дары чувственного Востока и в том числе басма; впрочем, никому знать об этом было не обязательно). Мастера из Серениссимы* искусно поработали над стеклом, спора нет, но вдове маршала часто казалось, что всё прожитое ею - не более чем сон. Она провела пальцами по стеклу, будто проверяла. Остался след. Шарлотта видела себя отнюдь не в зеркале, а в юном лице дочери. Такой она была три десятка лет назад. Это были ее волосы, ее тело, да даже ее ноги, в конце концов. Длинные, с высоким подъемом и сухими икрами.

Она четырежды испытала родовые муки, похоронила мужа, похоронила сына, которого боготворила. Тогда от ее сердца остался лишь жалкий осколок, но в ответ на удары судьбы она лишь выше поднимала голову. Она выдала замуж старшую из дочерей и та укатила во Фландрию. Она успела испытать всю горечь вдовства, но держала спину прямо. Можно было бы спрятать волосы под вдовий чепец, фигуру под мантилью, лицо под вуаль, осесть дома или вовсе уехать в Бриссак. Однако жизнелюбие в конце концов одержало верх над болью и она продолжала жить. Махнуть на все рукой, усесться в глубокое кресло, упиваться одиночеством, взращивать морщины? Увольте. Всё больше расставлять платья? Для женщины к этому есть только одна уважительная причина - категорично считала мадам, которая всю сознательную жизнь провела при дворе. Если ты не тяжела и лоно твое пусто, то будь любезна, держи талию.

Вместо утреннего лежания в постели - холодная вода, потом верховая езда, которая делает спину крепкой, а бедра упругими, потом жесткое растирание с ароматными маслами, вместо обильной трапезы - сдержанность. Всё просто. Мадам Шарлотта и сейчас при желании могла бы надеть собственное венчальное платье. Да, как раз в возрасте Жанны она стала хозяйкой дома. "Малышка" Жанна сейчас была немного выше матери ростом и уже несколько лет как обладала  женскими формами: в церкви маршальша то и дело с усмешкой ловила заинтересованные взгляды, которые были адресованы ее младшенькой. Да, время течет, как мелкий речной песок сквозь пальцы, остановить его невозможно и это неоспоримая истина. Только существует два типа людей. Одни сетуют и вздыхают, а другие приручают время: хватают за гриву, подобно дикой кобылице, и заставляют подчиниться себе. Шарлотта принадлежала ко второму типу.

Камеристка осторожно сунула в спальню округлую мордаху, стараясь, чтобы не скрипнула дверь. Госпожа терпеть не могла, когда ее тревожат в уединении и можно было получить грандиозную трепку, если попадешь под горячую руку. Но сейчас эта белая, холеная рука сделала благосклонный жест. При этом мадам не развернулась, послышался лишь глубокий, как виолончель, низковатый голос.

- Мадлен, разыщи Жанну. Я хочу побеседовать с дочерью.


* Серениссима (итал. serenissima — «светлейшая», «сиятельнейшая»): La Serenissima, торжественное название Венецианской республики.

Отредактировано Шарлотта ла Суёр д'Эскето (2016-09-12 22:17:58)

+3

3

Младшая дочь маршала де Коссе-Бриссака пребывала в том возрасте, когда птенец уже готов вылететь из гнезда в новую жизнь, но сам еще не подозревает об открывшихся ему возможностях и остается в гнезде еще на какой-то срок.
Ей шел пятнадцатый год. Она не была красавицей. А впрочем, юное дитя Коссе-Бриссаков и не задумывалась о своей внешней привлекательности.  Как дикий цветок не задумывается о своей первородной красоте. Он растет, набирается сил, впитывает корнями лучшее, что дает ему земля, и в свой срок, вырастая и раскрывая бутон, в свою очередь, одаривает окружающих лучшим, что им приобретено, сохраняя свою дикую привлекательность.
Так и Жанна подобно дикому цветку привлекала своей естественностью и живым нравом. Подвижная, улыбчивая, неунывающая, она сумела сохранить детскую непосредственность и оптимизм в суровых стенах родительского дома.
Ее держали в строгости, она была младшей дочерью и единственным утешением для родительницы. Стойко сносила опеку матери, которая становилась тем сильнее, чем старше становилась Жанна. Родителям свойственно с большей энергией и азартом заботиться о подросших детях, ведь предпочитая видеть их маленькими детьми, они по-прежнему остаются молодыми. А молодость – то, с чем женщины предпочитают не расставаться.
Вышивка сегодня не удавалась, а все потому, что мысли ее были заняты чем угодно, только не рукоделием. Уколов в очередной раз палец и поднеся его к губам, слизывая выступившую алую каплю крови, она решила оставить рукоделие на сегодня и отложила его до следующего раза. В этот момент в комнате появилась камеристка матери.
- Мадам желает видеть Вас, мадемуазель Жанна - передала она наказ госпожи. Девушка в ответ легко кивнула головой, выражая готовность предстать пред материнским взором.
– Поторопитесь! –  уже от себя добавила Мадлен, скрываясь за дверью. Впрочем, последнее напоминание было лишним, с малолетства изучив матушкин характер, Жанна не заставляла ее себя ждать.

Приоткрыв тяжелую дверь в родительскую спальню, она юркнула внутрь.

- Мадам, желали меня видеть? - приветственный реверанс и попытка понять по настрою родительницы, о чем пойдет речь.

+3

4

День сегодня выдался пасмурный. С самого утра тяжелые облака затянули небо, а к вечеру дождь прибил парижскую пыль, омыл как дорогие особняки, так и неказистые домишки. Июль макушка лета и городе в это время находиться было истинным испытанием: из-за жары временами вонь становилась невыносимой, а давеча мадам натурально едва не задохнулась. Ей нужно было присутствовать при пробуждении королевы-матери, чтобы побеседовать с Екатериной, а какой-то мерзавец утром вез свою груженую телегу от ворот Сент-Оноре на рынок и перегородил чуть не всю улицу. Мало того, что мадам спешила, так покамест он давал дорогу портшезу (попробуй сделать это быстро!) ветер подул с Чрева Парижа и Шарлотта внутри едва не скончалась. Ей еще несколько часов казалось, что ее платье и волосы пахнут тухлой рыбой, не раскупленной накануне, и бараньей требухой. Сейчас маршальша полной грудью вдыхала в себя свежесть и слушала в открытое окно, как крупные капли стучат, шелестят, барабанят по листьям яблонь и вишен в небольшом саду Коссе-Бриссаков. Разумеется, в будуаре хозяйки окна выходят не на улицу, иначе невозможно было бы отдохнуть. А вот и дочь.

- Проходи, дитя мое, - мягко обратилась к дочери маршальша и поднялась из своего кресла. Проплыла пару шагов навстречу, благодушно протянула ей руку.

- Я хотела с тобой поговорить.

Не стоит из ее обращения делать выводы, что мадам относилась к племени матерей-квочек. Далеко нет. Сейчас она нарочно выбрала доверительный тон и обратилась к дочери на ты, однако ставила себя всегда так, что дети ее уважали. Когда остаешься с отпрысками одна, без поддержки, то у тебя возникает столько неотложных дел, что непросто уделять им слишком много времени. Дом, поместья - всё это было необходимо держать твердой рукой. И это не считая того, что почтенная вдова вернулась к обязанностям придворной дамы, еще будучи в трауре. Как одна смертная женщина может управиться?! Нет, мадам де Коссе исправно выполняла материнский долг. Сыновьями в свое время преимущественно занимался муж - когда он не находился в очередном военном походе. Незабвенный Шарль помимо службы на благо Франции успел дать мальчикам превосходное образование. Он так гордился их успехами! Особенно Тимолеоном. Языки, история, литература, воинские искусства... Всем этим они хорошо владели. Мадам Шарлотта в свою очередь держала под четким контролем воспитание двоих барышень. Она всегда знала, что с ними происходит, и строго спрашивала с гувернанток и учителей. Ее дети должны быть лучшими и оправдывать свою фамилию. В этом она видела святую обязанность перед супругом и самой собой.

- Присаживайся, - мадам опустилась на мягкую, обитую бархатом кушетку и сделала дочери знак, - беседа будет основательной. Ты уже вошла в тот возраст, когда можешь занять свое место при дворе. Я сегодня говорила с королевой Наваррской, и та сказала, что будет рада видеть тебя в своей свите. Ты понимаешь, что это значит, Жанна? - маршальша слегка прищурилась и двумя пальцами приподняла личико дочери за острый фамильный подбородок.

+3

5

Младшая графиня послушно прошла и села на кушетку возле матери, вся обратившись в слух.  Нельзя сказать, чтобы Жанна не была готова к такому повороту событий. Это были ожидаемые перемены, тем не менее, когда  ожидаемое случается, то сразу поверить в происходящее не получается. Будто все происходит с кем-то другим и все кажется, что наваждение растает и ты вновь останешься  один на один с ожиданием.
После слов мадам де Бриссак повисла небольшая пауза, а тишина нарушалась равномерным  стуком дождевых капель.
Понимала ли она, как изменится теперь ее жизнь? Безусловно. Жанна утвердительно кивнула головой. Все было понятно по сияющим глазам.
Она выросла. Она будет служить при дворе. Приемы, балы, торжественные выезды и она, дочь маршала де Бриссака, в королевской свите, подле  Ее Величества королевы Наваррской! Воображение рисовало одну за другой привлекательные  картины  скорого будущего.
Восторженный вздох вырвался  из груди:
- Ах, матушка! - Юная особа не смогла усидеть на месте от такой волнительной для себя новости. Жанна поднялась с кушетки, затем вновь опустилась на нее, решив, что это более приличествует придворной даме, опять не усидела на месте, вскочила,  закружилась по комнате. А затем опустилась на пол подле ног графини.
- Стать фрейлиной королевы Наваррской это великая честь для меня, мадам.
Девушка с почтением поцеловала материнскую руку.
– Благодарю Вас, матушка! -  искренне радовалась предстоящей перемене Жанна.

+2

6

Взъерошенный птенец, который вытягивает тонкую шею и в нетерпении трепещет крыльями. Маршальша поджала губы. У любого, кто посмотрел на этого взрослого ребенка, кольнуло бы сердце от тоски по ушедшей наивности. Он быстро исчезает, этот персиковый пушок. Слишком быстро. И лучший способ для этого как раз оказаться при дворе. Там быстро учат.

- Тише, тише. Чудесно, что ты исполнена восторга, - заметила мадам, - но попридержи его. Ты видишь обертку, а я как мать обязана объяснить тебе суть, потому что давно прошла этой дорогой. Коли уж я решила говорить с тобой как со взрослой девицей, то буду откровенна до конца. Я не в восторге от того, что ты будешь находиться именно в свите Ее Величества Маргариты. Я предпочла бы для тебя место возле королевы Луизы, там в разы спокойнее. Однако так сложились обстоятельства: в штате королевы Наваррской появилось несколько свободных должностей. Покинула свиту мадемуазель де Ториньи, дочь маршала Матиньона. Возможно, ты помнишь ее. Такая невысокая дама, которая в церкви всегда стояла рядом с Ее Величеством. Кроме нее еще несколько фрейлин.

Действительно, маршальша с удовольствием последовала бы принципу "подальше положишь"... Сестра и супруга короля представляли собой огонь и воду. Не в лучших отношениях сейчас был король с Маргаритой, того и гляди той грозит полноценная опала. Да и вообще, ее бурный нрав это источник всяческих неожиданностей. Это всегда излишне. С другой стороны, мадам Шарлотта не собиралась сводить внимательного взгляда с первых самостоятельных шагов дочери (со стороны, разумеется) и рассчитывала, что никакой особенной опасности быть не должно. Значит, так должно было быть и ничего не поделать. Маргарита своенравна и избирательна, а жизнь вокруг нее бьет ключом. Значит, Жанне судьба сразу же попасть в водоворот. Как знать, возможно так будет даже лучше. Во всяком случае, она получит хорошую закалку.

- Я прекрасно помню то время, когда меня только представили ко двору, - задумчиво поведала маршальша, - нынешняя королева-мать была тогда двадцатипятилетней дофиной. Ровесница твоего брата. Еще был жив Франциск Первый. Ты это можешь себе представить? Да куда тебе, - вдова не сдержала легкий вздох, - Уж конечно, тебе кажется, что это другой век. Я за это время увидела столько, что тебе и не снилось, поверь мне. Скажи, что для тебя двор? Что ты рассчитываешь получить там? Праздники? Новых знакомых? Внимание кавалеров? Ну-ну, не опускай глаза. Я тоже умела когда-то краснеть.

+3


Вы здесь » Vive la France: летопись Ренессанса » 1570-1578 гг. » Avoir une fille. Париж, особняк семейства Коссе. Июль 1575 года